ПРИМЕНЕНИЕ «КАМЕННОГО ТЕКСТИЛЯ» МАГМАТИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В ИСКУССТВЕ ГОРЯЧЕЙ ЭМАЛИ.

Результатом экспериментальных исследований автора является работа по использованию базальтового волокна в горячей живописной эмали. Изучение свойств и характеристик различных термостойких волокнистых материалов с целью их применения для создания нового визуального восприятия текстиля привело к обнаружению технологических приемов по внедрению базальтовой ткани в художественную эмаль. Возможности использования в декоративном искусстве высокотемпературных тканей технического назначения, а именно, базальтовых, явилось новым как для искусства текстиля, так и для художественной эмали.

Полученные из базальтового щебня в результате экструзии волокна в процессе крутки образуют нити, из которых на ткацких станках делают ткани различной толщины и переплетений. Технология производства беспрерывного базальтового волокна (БНВ) — это одностадийный процесс: плавление базальта, гомогенизация и извлечение волокон. Следовательно, это более экологичный, безвредный и «послушный» для эмальерного искусства материал в сравнении с кремнеземными, кварцевыми и стекловолокнами. Основным преимуществом базальтовых тканей для эмальерного искусства является их пластичность. Это позволяет волокнам плотно прилегать к слою первично обожженной эмали на этапе фиксации ткани трагантом, которым является кондитерская пищевая добавка Е413, что обеспечивает четкий рисунок. После нанесения ткани пластина покрывается ювелирной эмалью и обжигается. Во время обжига при 840-860 оС происходит деструктуризация волокон, они, остыв, счищаются с поверхности эмали, оставляя след, по форме соответствующий текстильной графике.

Такая ткань не только выдерживает температуру плавления эмали, не поддерживает процесса горения, но и за счет своей кислотоустойчивости не вступает в реакцию с эмалью. Она может применяться в качестве трафарета, оставляя оттиск на поверхности эмали, нести на себе функцию перегородки, разделяя поверхность на области разного цвета.

Благодаря уникальным свойствам базальтовых волокон была обнаружена возможность получения нерукотворных специфических фактур на поверхности эмали и достижения новых графических образов.

Базальтовая ткань работает с поверхностью, придавая ей не только новые визуальные качества, но и иное восприятие обоих материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Базальт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Нанесение базальтовой ткани на загрунтованную медную пластину

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Деструктурированная базальтовая ткань после покрытия эмалью и обжига

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.4. Базальтовая ткань после обжига на горячей эмали, медь. Фрагмент

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.5. Вера Занегина. Базальтовая ткань, горячая эмаль, медь. Фрагмент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.6. Вера Занегина. «Старая ткань». Базальтовая ткань, горячая эмаль, медь. 30\40см. 2019г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.7. Вера Занегина. «Структура ткани». Базальтовая ткань, горячая эмаль, медь. 30\40см. 2019г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.8. Вера Занегина. «Много снега». Базальтовая ткань, горячая эмаль, медь. 30\40см. 2019г.

gallery/рисунок1
gallery/рисунок2
gallery/рисунок3
gallery/рисунок4
gallery/рисунок5
gallery/рисунок6
gallery/рисунок7
gallery/рисунок8